Для чего в Приморье проводится ревизия защитных гражданских сооружений и почему это стали делать именно сейчас – на эти вопросы ответил в интервью газете «Дальневосточные ведомости» министр по делам ГОЧС региона Александр Златкин.
– Большинство защитных сооружений возводили в советское время. Исторических поводов много: Великая Отечественная, «холодная» война. В новых районах Владивостока бомбоубежищ нет? Как быть людям, которые живут, к примеру, в Снеговой Пади?
– Бомбоубежища строили и в советское время, и продолжают строить и содержать сейчас. Это специфические строения, которые отвечают жестким требованиям регламента и предназначены для укрытия стратегически важных объектов, рабочих смен оборонных предприятий, органов власти. Как правило, во всех странах укрытие населения предусмотрено в заглубленных помещениях. В первую очередь, в подвалах, которые должны быть приспособлены под эти цели.
К большому сожалению, во времена развала СССР, потом по инерции в Российской Федерации перестали уделять должное внимание вопросу гражданской обороны. Предполагалось, что теперь весь мир – наши друзья и никаких угроз не существует. Но история показывает, что это далеко не так. Достаточно вспомнить 2008 год, это спецоперация по принуждению Грузии к миру. Потом были сирийские, украинские события. Внешние угрозы существовали и будут существовать.
Сегодня СВО – весомый повод для всех нас задуматься, все ли в порядке с объектами гражданской обороны. Для этого мы проводим учения, инспектируем подвальные помещения, которые с точки зрения гражданской обороны считаются временными укрытиями для населения в случае военной угрозы. Минимальный санитарный порядок в подвалах – это то, что должно быть всегда, вне зависимости от текущей ситуации.
Кстати, Россия была одной из немногих стран, которая проводила комплексные мероприятия по линии гражданской обороны. Сегодня мы возвращаемся к этим канонам. Другие государства к этим вопросам относятся, скажем так, более легкомысленно. Там население предоставлено само себе. Мы же возрождаем ту систему гражданской обороны, которая действовала после Великой Отечественной войны и считалась лучшей в мире. Сейчас в Приморье, равно как и по всей стране, идет сверка количества защитных сооружений, оценивается их состояние.
– Не в каждом многоквартирном доме есть подземный паркинг или подвал, которые могут служить укрытием. К тому же подвалы всегда на замке. У кого ключ? Кто откроет дверь в нужный момент?
– Как раз над этими вопросами сейчас работает государственная жилищная инспекция Приморья совместно с управляющими организациями. В ближайшее время по всем точкам населенных пунктов, где есть заглубленные помещения, проведут аншлагирование. Появятся указатели к местам, где смогут размещаться граждане в особых случаях. Мы пройдемся по всем объектам, подпадающим под понятие «укрытие», оценим ситуацию и будем понимать, какие надо принимать меры.
– Оповещение о предстоящих учениях было и раньше. В этот раз приморцев насторожила настойчивость и приписка «следовать указаниям». Что-то изменилось в связи с СВО?
Это обычная проверка систем оповещения, она проводится каждые полгода. Ничего не изменилось. Тот же звук сирены, что все слышали и раньше. Просто прежде ему не придавали особого значения. Службы жизнеобеспечения проводят учения – это нормально, поэтому не беспокойтесь. СМС-оповещение мы запустили заранее, чтобы люди как раз не тревожились и точно знали, что все в порядке.
Фото — Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Карлсон залетел, - он ждал малыша